• UA
  • RU

КОМНАТА МЕХА

КОМНАТА МЕХА

Алина смотрела на телефоне видео с двумя смешными котами, сидящими за столом. Котики, чёрно-белый и рыжий, двигали по столешнице небольшой дим-сам. Сначала один кот придвигал лапой пельмень к себе, затем другой проделывал то же в свою сторону. При этом животные издавали звуки, как бы ведя беседу. В наушниках Алины забавный мужичковый голос имитировал перевод кошачьих слов.

Иногда запись ускорялась, и были видны два пушистых подёргивающихся зверька, а дим-сам и орудующие лапы сливались над столом в неясное пятно и исчезали. Моментами видео запускалось в обратную сторону, и коты делились пельменем, вежливо пододвигая его друг другу. Кошачье мяуканье и комичный тембр переводчика очень смешили Алину. Котики общались с серьёзными мордами:

— Нях, нях… Няань… Няаа… Аа… 1

— Няу… Аау… Аааааннь… 2

— Няааа… Ааянь… Ааа… 3

— Нюня, нюня, уунь… Нянь… Няаоо… 4

Дим-сам слегка покрылся соринками, зверьки проявляли упорство, дискуссия была важная. Алина, вслушиваясь в голоса котиков и «переводчика», хихикала. Тут раздался входящий звонок — «Работа А.». Алина переключилась с видео и мгновенно вошла в другой регистр настроения:

— Да, слушаю. Привет, Аня… Я поняла. Ты по поручению звонишь? Я уже разговаривала с шефом по этому поводу. Сказала, что не смогу, всё объяснила. Я чётко разделяю своё свободное время и рабочее. Досуг человека — самое важное в его жизни. Мы работаем, чтобы жить, а не живём, чтобы работать, правильно?.. Я не против тимбилдинга, но только в рабочие часы. Понимаешь, я в нашем офисе уже 11 лет, два директора сменилось, работу свою я выполняю чётко, нареканий у меня нет. Отведенную часть дня я полностью отдаю работе, всё остальное — моя неприкосновенная территория… Да… Тем более я против этих сомнительных новых партнёров. После войны 11 лет прошло, но ничего же не забылось, все всё помнят… Какая разница, бизнес это, другое поколение это или что угодно… Почему отбраковали тех партнёров, из Бухареста? Они подходили нам намного лучше, во всех отношениях… Короче говоря, я не участвую, и Трудовой кодекс на моей стороне… Да, давай, пока.

В телефоне с бульканьем возник финал видеоролика. Пельмень упал на пол, а рыжий котик чихнул, уже без сопровождения «переводчика»:

— Пфаф!

Алина выключила телефон и пошла собираться.

* * *

Алина шла в песочного цвета комбинезоне по летней улице, по солнечной стороне. Она посмотрела на своё отражение в большой витрине текстильного магазина. Представила почему-то, как на комбинезоне смотрелся бы мех — воротник, оторочка, небольшая мантия, всё целиком. Мех короткий, средний или длинный. Разной фактуры, оттенков: из куницы, горностая, норки, соболя, песца, лисий, волчий, заячий, из рыси, енота, бобра, нерпы, нутрии, беличий, кроличий, шиншилловый. Вообразила необычный каракулевый комбинезон с высокими сапогами. Затем представила искусственный мех с разным ворсом: из капрона, лавсана, нитрона, вискозы, ацетатных волокон. Померещился запах ацетона, химической краски. Поэтому фантазию Алина завершила простой короткой накидкой из узорчатого велсофта.

Пройдя длинный фасад магазина «Мота-Мота» и турагентство «ЕMIT», Алина свернула в переулок и поднялась по ступеням к невзрачному входу без вывески. На двери были только две серебристые буквы «КМ». Алина зашла внутрь и оказалась в небольшом лобби, где за стойкой сидел сонный парень в синей униформе.

— Здравствуйте. Я регистрировалась, вот билет, — Алина протянула парню свой телефон.

Через пять минут она сидела в низком кресле в зоне ожидания, перед стеной из матового стекла. Других посетителей не было, было прохладно и тихо, где-то в глубине здания что-то приятно и низко гудело. Она слегка волновалась, стали появляться случайные мысли, которые не скакали, а словно вытекали одна из другой. Вспомнилась работа, шеф, Анна. У Анны были благожелательные, ровные отношения со всеми в коллективе, как будто такую симметрию диктовало её имя-палиндром. Но и подруг-друзей в офисе у неё тоже не появилось за несколько лет. К Анне на работу несколько раз заходила её подруга из внеофисной жизни. Подругу звали Ада, она всюду с собой носила и водила голую хохлатую собачку. На пёсике островками росли длинные белоснежные волосы: на голове, лапах, хвосте. Однажды, зимой, голая собачка оказалась одета в маленькую белую шубку — из синтетического меха, с капюшоном. Сколько животных выращивается на убой ради меха. Несмотря на все кампании зоо-защитников спрос на натуральные шкурки остаётся. Вот бы люди были шерстяными, как, возможно, в древности, триста тысяч лет назад. В цивилизации мех животных ценился бы меньше, приоритеты в одежде были бы другими… Алина представила сразу Чубакку, мехового рослого гуманоида из народа вуки с планеты Кашииик, что во вселенной «Звёздных войн». Никакой одежды, только амуниция, то есть кожаный пояс через плечо, и оружие. Вуки приспособлены к войне, а ещё за такой густой шерстью нужен серьёзный уход. Алина вообразила людей в виде вуки на Земле. Вуки-скинхеды, бреющие тело наголо, нападают на приезжих вуки, у которых другой окрас шерсти, потому что они приезжают к ним в страну и отнимают у них рабочие места, возможность работать в офисе. Обритые вуки особенно ненавидят одних соседей, которые сейчас хотят дружить и сотрудничать, но до этого развязали долгую кровопролитную войну. И цвет меха становится особенно важен, а вернее, не он сам, а отношение к галактической империи…

Стеклянная стена вдруг сдвинулась в сторону, открыв пустую просторную комнату цвета молочного шоколада. На дальней стене красными буквами высветилось приглашение: «Проходите!». Алина растерянно поморгала, потом встала и прошла по беззвучному полу внутрь. Матовая стена закрылась, через минуту левая стена разошлась в стороны, и в комнату въехала конструкция с закреплённым на ней «скафандром». Он был раскрыт на две продольные части, наподобие Железной Девы, изобретения садистов эпохи Просвещения. Капсула предполагала размещение в ней стоящего человека и только слегка отклонялась назад. Внешне она чем-то походила на мишленовского шинного человека — Бибендума. Но в отличие от старинного маскота была не белой, а нежно-янтарной, не состояла из поперечных секций, а пузырилась выпуклыми сегментами, как панцирь черепахи. Эти сегменты были овальными, гладкими, золотистыми и непрозрачными. На месте лица у капсулы был большой сегмент-забрало, очевидно, полупрозрачный.

На дальней стене появилась красная инструкция из двух простых пунктов:

1. Заходите в капсулу
2. Расслабьтесь

В комбинезоне и белых кроссовках, собрав волосы в хвост, Алина подошла к «скафандру» и осторожно влезла внутрь. Изнутри капсула была обшита приятным на ощупь, мягким и амортизирующим материалом, белоснежным и слегка пахнущим антисептиком. Возле правого виска на обшивке кто-то чёрным маркером мелким шрифтом написал «LOVE SCAM» и нарисовал мордочку чёртика. Алина встала поудобнее, сделала глубокий вдох и выдох. Минуты через три капсула едва ощутимо завибрировала, и её створки сомкнулись, образовав цельный скафандр с девушкой внутри.

Через мутноватое забрало, а точнее иллюминатор — герметично вмонтированный в капсулу, Алина смотрела на пустую комнату, звукоизоляция была прекрасной. Так прошло несколько минут. Затем коричневые стены куда-то разъехались и вместо них появились большие лохматые валики, вертикальные, болотного оттенка. Они напоминали маятниковые ролики на автомойке и занимали всё пространство вокруг. Алина не могла рассмотреть, из чего были сделаны валики, кажется, из искусственного меха с длинными волокнами. Валики пришли в движение, стали быстро вращаться и придвигаться вплотную к янтарной капсуле с Алиной. Звука не было слышно, но скафандр стал дрожать и немного пошатываться.

— Поехали, — прошептала Алина сама себе и тут же дала телу команду расслабиться, согласно инструкции на стене. Следовало ни о чём не думать и просто смотреть сквозь иллюминатор на бешено вращающиеся меховые массы. Однообразный процесс вводил в лёгкую прострацию. Болотное мелькание начало убаюкивать. Навалилась дремота.

Внезапно Алина проснулась. Она не спала, но ощущение было именно такое. Как если бы её недавнее прошлое напоминало сновидение, а сейчас произошло пробуждение, всё стало по-настоящему. В этом настоящем не было почти ничего. Не было скучно или интересно, не было планов или воспоминаний. Восприятие себя было размытым, неконкретным. Затем она вспомнила свой визит сюда, ожидание перед стеклянной стеной, инструкции из спроецированных красных букв, закрытие саркофага, вернее, капсулы, а может быть скафандра. Меховые валики непрерывно вращались снаружи, заслоняя всё вокруг. Опять стала наплывать дремота. После Алина вновь как бы проснулась и так несколько раз.

В один из таких циклов она стала видеть перед собой разные цвета. Они постепенно сменяли друг друга и шли, кажется, по распределению спектра. Красный охотник желал знать, где стоит фиолетовый. Но всякий цвет воспринимался как длительность, а не как сам цвет. Эта длительность варьировалась по спектру, но не меняла интенсивность. Длительность и интенсивность были понятны Алине интуитивно, примерно, как чёткое различие между правым и левым. Интереснее было с переходами между цветами. Вместо привычных тональных переходов в отражённом свете Алина наблюдала паузы. В этих паузах не было интенсивности или длительности, в них ощущался контролируемый беспорядок, стабилизация распада, и это было странным, непривычным ощущением.

Капсулу качнуло, Алина отвлеклась от хроматических озарений и посмотрела в иллюминатор. Меховые валики всё так же быстро вращались, высекая из Железной Девы зеленоватые искры и желтоватые дуги. Во всём появилась какая-то новизна, преодоление чего-то непонятного и невидимого, потеря себя.

Откуда-то сзади раздался шум — шорох, позвякивание. Алина от неожиданности вздрогнула. Она услышала чей-то разговор, как будто метрах в пяти, за стеной, за приоткрытой дверью. Голоса были мужские, спокойные, деловитые. Разговаривали двое.

— …азал ему, вроде бы. Так вот, я в этом вопросе не специалист, не моя область. Но соображение у меня было такое. В концепции Стрелы времени есть три её представления, так? Локальная необратимость определяется как время психологическое или нейронное, то есть через её восприятие человеком либо сложными организмами. Это раз. Второе — время энтропии, тенденция Вселенной к хаосу, грубо говоря. Разбившееся яйцо не подлежит восстановлению, известный пример, и так далее. И третье представление — космологическое, идея расширения Вселенной, реликтовое излучение, гипотеза инфляции-дефляции. Очевидно, что ни глобальный принцип энтропии, ни парадоксы асимметрии в симметричных мегасистемах мы не могли бы представить без аппарата памяти, без механизма запоминания. Когда информация схватывается, запечатлевается в определённых конфигурациях и сохраняется в виде неких отпечатков, связей нейронных. Когда формируется опыт так называемый. Это Стрела времени психологическая, а точнее нейронная, на микроуровне. Были эксперименты с нейронами каких-то ящериц, кажется, саламандры. Давно уже, лет десять тому. Из сетчатки глаза саламандры брались нейроны — по одиночке, по паре, тройке и так далее. Там при хаотичном визуальном раздражителе Стрела времени была более выражена, чем при относительно спокойном фоне. И сам эффект Стрелы времени возникал в парах нейронов, а не в группах, которые уже образуют сетчатку. Эти физики в эксперименте с нейронами подошли к разложению локальной необратимости на уровне клеток. В общем, я предположил, что в том, как нейронная пара воспринимает внешние процессы может быть заложен механизм создания, продуцирования времени. Это производство собственного, биологического времени, как бы из себя и последующее в нём субъективное существование. Ты производишь этот эффект и в нём же ощущаешь себя как явление. А с механизмом памяти, запоминания и воспроизведения воспоминаний получается пребывание во времени. И это устойчивый, организованный, отработанный процесс, в котором и иллюзия, и конкретный феномен. Получается, что масса биосистем производит постоянно своё собственное время более или менее согласованно. Насчёт согласованности процессов могут быть варианты, но это отдельная тема. И продуцирование-восприятие времени, например, во сне — тоже вытекающая отсюда, ещё одна тема. И корреляция нейронного био-времени с временем энтропии и космологии — ещё один пласт для осознания и исследования. Может быть, на каком-то уровне всё это единый процесс. И время существует, потому что мы все его непрерывно создаём, в нём находясь. А найти причину и старт этого процесса, пойти вспять невозможно, поскольку это время в случае нашей Вселенной необратимо, это стрела.

— Понял тебя. В принципе, звучит логично, если наши постулаты верны. Я знаю, что Стрелы времени могут рассматриваться разные, включая виртуальные. Это время распада составных элементарных частиц, время квантовой физики, хотя оно до определённой степени спорное. Энтропийное время, время реликтового излучения или связанные с этим излучением сдвиговые эффекты. Потом, Стрела расширяющейся Вселенной и темпоральность в чёрных дырах. Ну и психологически воспринимаемая необратимость. Мне попадалась такая информация: были некие теоретики, которые предлагали вместо времени рассматривать причинно-следственную закономерность или связь. Кстати, близкая этому по духу процедура проводилась нашими смежниками в Макромодели Эхокамеры. Там понятие времени просто приравнивалось к карме, представлялось как прохождение по траектории… Так вот, замена времени на цепь причин и следствий это, на мой взгляд, прежде всего, чисто языковой момент. Сути проблемы это никак не меняет, взгляд наблюдателя-аналитика тоже не особенно переформатируется. А раз это лингвистическая специфика, то у меня была такая мысль… Язык — способ фиксации времени, кроме прочих его функций — коммуникативной, когнитивной, экспрессивной и так далее. Язык, в том числе письменность, фиксирует, схватывает время, сама языковая структура отражает временные процессы. Сказал А — говори Бэ, это как с появлением во времени последовательности простых чисел. К тому же в разных языках разные отношения со временем. Например, в английском целых двенадцать времён глаголов, точнее, видовременных форм. Есть языки с довольно странным для нас представлением времени. Есть иероглифы, где свои нюансы. Есть литературное время, которое внешне описывается обычными языковыми формами, но автор может творить со временем разнообразные вещи, порой невозможные в действительности. Даже то, как мы с тобой сейчас рассуждаем о времени — это действие тоже располагается в системе языкового времени, в координатах синтаксиса. Это реальность второй сигнальной системы, речи, её времени. Замечу, что есть условно ленивые языки, в которых часты заимствования, слэнг и тому подобное, а есть языки активные, где чаще возникают неологизмы, новые термины. И все языки как отражения Стрел времени проявляют разную динамику, что может говорить о субъективном представлении о времени. А это близко к упомянутому тобой самовоспроизводящемуся нейронному времени… Ну и язык — информационная система на, так сказать, биологической базе. Эта система несовершенная и открыта для вирусов различных, информационных, разумеется. Поэтому допускаю, что её презентация времени искажена и, возможно, плохо подходит для описания общей теории времени, Стрелы времени. Но другой у нас нет, за исключением математики. Которая тоже, в свою очередь, может страдать некоторыми искажениями, к примеру, акцентировании на изяществе в ущерб более важным вещам. Интересно, сколько преломлений, трансформаций происходит с пониманием-восприятием времени по пути от нейронного уровня к языковому? И ведь язык не просто формально и уныло описывает временные последовательности в чисто утилитарных целях. Он способен на большее. Например, взглянуть на зарождающееся в нейронах время как на некий субстрат типа электростатического поля, в котором заряд всегда один и тот же, и он — вектор, потенциальная Стрела времени. И насколько такие умозрительные представления могут повлиять на изменение смысла времени для нас? Это тоже, как ты говоришь, отдельная тема.

— Очень любопытно. Я вспомнил слова Шрёдингера о времени и разуме. Он говорил, что процесс в строгом определенном порядке, в терминах «до» и «после», не является качеством воспринимаемого мира, а относится к воспринимающему разуму. Он заявлял, что этот разум всегда пребывает только Сейчас, что для него нет До или После, но человеческий язык не в состоянии это выразить. У меня появилось что-то вроде теории, так — довольно туманное предположение скорее… В общем, я представил, что в каждом человеке, в его сознании находится два параллельных потока времени, а может быть и больше. Но сознание воспринимает их как одно. Пусть будет две временных стрелы нейронной природы, для простоты. Возможно, это было обусловлено эволюционно, для каких-то давних условий выживания вида, а затем один поток перестал реально восприниматься, превратился как бы в запасное время. Или стал неким атавизмом. Может быть, с этим связан техногенный путь человечества. Люди стали словно меньше жить, у них образовался дефицит времени, поэтому, чтобы успевать жить они начали развивать технологии. Но параллельность этих потоков времени осталась, и Сейчас — не простой однородный момент, а ситуация, наполненная потенциальными Стрелами времени, которые по какой-то причине отфильтровываются. То есть, на уровне нейронов — пар и групп — имеется целый комплекс локальных необратимостей, они сходны, однонаправленны, однако не являются одним целым. Это как бы микромодель макросистемы с её различными постигаемыми Стрелами времени.

— Великая сила семиозиса, коллега. Однако, время поджимает, что в контексте нашей беседы звучит забавно и жутковато. Как говорил Френсис Бэкон, друзья — это воры времени… Вы следите за сигналом, а я буду на синхронизации. Кажется, уже пора…

Раздалось громкое шипение, вращающиеся меховые валики быстро убрались в разные стороны, стены съехались, образовав прежнюю комнату, а матовая стена-вход плавно отодвинулась. На капсулу-скафандр из-под потолка распылился обильный спрей. Через пару минут, когда по комнате перестали летать лёгкие искры, передняя створка саркофага раскрылась. Оттуда одна за другой вышли две молодые девушки в шафрановых комбинезонах и направились к выходу. Они прошли через лобби и оказались на вечерней улице, окрашенной оранжевым светом. Внешне Оля и Эля были похожи до идентичности. Различить их могла бы только родная мать, но…

июнь, 2023

^1 (1-й котик) «Философу трудно утверждать с достоверностью, что два лица переживают один и тот же ритм длительности — нет строгого смысла, нельзя этого утверждать… С теорией относительности это можно сделать: когда мы сравниваем две системы, мы можем дать теории смысл. Она сообщает высшую понятность идее единого времени, какую только можно ей сообщить». Бергсон А. Длительность и одновременность. По поводу теории А.Эйнштейна. 1923

^2 (2-й котик) «Можно думать, что существование и вероятная структура пространственно-временных сингулярностей содержат ключ к решению одной из самых древних загадок физики: откуда берется стрела времени? Главный вопрос всем хорошо знаком. Локальные физические законы, известные и понятные нам, все симметричны по времени. И все-таки на макроскопическом уровне наблюдается явная асимметрия по времени. Действительно, можно указать ряд на первый взгляд различных макроскопических стрел времени. К ним можно добавить единственную асимметрию по времени, наблюдающуюся в физике фундаментальных частиц, — она проявляется в распаде К°-мезона. Кроме того, сюда же относится вопрос об интерпретации квантовой механики; мне кажется, что его не следует неосмотрительно упускать из виду. Установилось мнение, что в аппарате квантовой механики на самом деле нет никакой стрелы времени, хотя на первый взгляд кажется, что она там есть. Итак, я позволю себе перечислить семь, по-видимому, независимых стрел (иные из них являются лишь возможными), которые обсуждаются в литературе: распад К°-мезона, квантовомеханические наблюдения, общий рост энтропии, запаздывание излучения, психологическое время, расширение Вселенной и соотношение черных и белых дыр». Пенроуз Р. Сингулярности и асимметрия во времени.

^3 (1-й котик) «Сценой действия реальности является не трехмерное евклидово пространство, а четырехмерный мир, в котором неразрывно связаны вместе пространство и время. Однако глубока пропасть, отделяющая интуитивную сущность пространства от интуитивной сущности времени в нашем опыте, и ничто из этого качественного различия не входит в объективный мир, который удалось выкристаллизовывать физике из непосредственного опыта. Это четырехмерный континуум, который не является ни „временем“, ни „пространством“. Только сознание, которое схватывает часть этого мира, испытывает обособленный кусок, который ему приходится встретить и оставить позади себя как историю, т. е. как процесс, который протекает во времени и имеет место в пространстве». Вейль Г. Raum, Zeit, Materie. Berlin, 1923

^4 (2-й котик) «Возникает вопрос: для чего Природе понадобилось запрятать асимметрию по времени столь тщательно? Поскольку мы пока не знаем тех принципов, которыми руководствуется Природа при отборе физических законов, мы не можем ответить и на этот вопрос. Все же нам, по-видимому, не следует слишком уж удивляться тому, что фундаментальная асимметрия глубоко скрыта за внешностью видимой симметрии. Обладает же фауна нашей Земли, за редкими исключениями, внешней симметрией между правым и левым, Можно ли было догадаться, что в ядре каждой воспроизводящей клетки заложена спираль, структура которой определяет рост и развитие этих великолепных симметричных созданий, но при том каждая такая спираль все-таки только правая?» Пенроуз Р. Сингулярности и асимметрия во времени.